К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе. Когда же мы начинаем говорить о недопустимости жестокого обращения с ребёнком в семье, некоторые родители искренне недоумевают: я же ничего такого не делаю, просто живу как всегда и воспитываю своего ребёнка, как могу и как умею. Очевидно, они не знают о том, что могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности за неподобающее обращение с ребёнком, так же может быть принято решение об изъятии ребёнка из семьи и лишении родителей родительских прав в отношении данного ребёнка.
Жестокое обращение с детьми в подавляющем большинстве случаев сходит с рук, так как наша семья - очень закрытый социальный институт, а дети всегда зависимы от родителей, да и привязаны к ним, поэтому семейное насилие скрыто от посторонних глаз. То, что несчастны лишь дети в так называемых неблагополучных семьях, что только в таких семьях и совершается жестокое обращение с детьми, это миф. В семьях с хорошим доходом, с высоким образовательным уровнем, где детям дается все, так же встречается физическое и психологическое насилие. Можно не сомневаться, что эту воспитательную модель их дети возьмут в свою взрослую жизнь и точно так же станут воспитывать собственных детей. Специалисты называют это "кольцом насилия". И такое "кольцо" не замыкается лишь на семьях. Аналогичную ситуацию можно наблюдать в детдомах, интернатах, школах, даже детсадах.
Не только родителям, но и педагогам, психологам профессионалам, не всегда удается различить, где меры дисциплинарного воздействия, без которых не обойтись, а где - жестокое обращение.
Все методы воздействия, связанные с эмоциональным отвержением, следует считать крайне сильными и опасными, поскольку важнейшей потребностью ребенка является эмоциональная близость с воспитывающим его взрослым.
Метод воспитания не должен нарушать прав человека. По этой причине не приемлемы физические наказания (от порки до хватания за ухо), лишение свободы (связывание, запирание), оскорбления и другие действия, унижающие человеческое достоинство.
Метод воспитания не должен нести в себе угрозу базовым потребностям ребенка. Поэтому не допустимы лишение воды и пищи, отдыха, одежды, изгнание из дома.
Метод воспитания не должен быть этически предосудителен.
Таковыми являются ложь, манипуляция, шантаж, использование зависимого положения, использование некритичности мышления ребенка.
У большинства детей, проживающих в семьях, в которых прослеживаются признаки жесткого обращения, имеются симптомы задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей "неспособностью к процветанию".
Практически все дети, пострадавшие от жестокого и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых, а некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее универсальная и тяжелая реакция на любой вид насилия - низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что "ты хуже всех". Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.
Родители! Не забывайте, что ребёнка нужно не просто любить, его нужно уважать и видеть в нём личность. Воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Возьмите на вооружение четыре мудрые заповеди.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым ваш ребёнок справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Абама получил Нобелевскую премию, не переполняет стыдом и обидой. Если разговор о гениальности другого ребёнка происходит в присутствии вашего, в ответ скажите что-нибудь хорошее о своём чаде.
3. Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!».
4. Избегайте свидетелей.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера, нет только меры у любви. Есть три простых способа открыть ребёнку свою любовь.
1. Слово.
Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение.
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд.
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
«Ничто не важнее отношений» - принцип, которым следует руководствоваться. Нет смысла добиваться изменения в поведении ребенка, если в результате воспитательных воздействий будут разрушены доверие и взаимоуважение между ребенком и родителем».