Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.

КОНСУЛЬТАЦИИ ЛОГОПЕДА

1530661898_image1-min.jpeg

ВОПРОС
- Моему сыну пятый год, а он некоторые звуки плохо говорит. Можно ли что-то сделать самой и не обращаться к логопеду?

ОТВЕТ:  
К  4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это  необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения.  Вам могут помочь несколько наших советов:
1.  Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите  ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть  интересующий вас звук, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц,  коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]:  жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]:  лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.
2.  С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого»  звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х,  с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.
3. Работу  над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее  перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих  органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на  развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении.  Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не  переутомлялся, занимался с желанием.

Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.
«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.
«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).

4. Сначала нужно добиться  произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук  путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие  «сделать» губы. К, Г, Х: язык «комочком» поднимать к задней части неба,  кончик языка опущен, губы приоткрыты. С, З: язык «желобком» внизу рта,  губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку. Ц: звук  складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый  момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при  звуке [т], затем отскакивает в положение [с]. Ш, Ж: язык высунуть,  сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за  верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором». Л: язык  упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как  «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка. Р:  язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи  воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.
5.  Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие  игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в  воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки,  свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота,  ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие:  щечки должны быть худенькие (не раздуваются).
Р – самый трудный звук.  Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его  корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно.  Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося  «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт.  Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки  класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать  сильным выдохом; 3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком  языка.
То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться,  чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот  у вашего ребенка получился новый звук!
6.  На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно)  закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШО, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ,  ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко,  начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.
7.  Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей  свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже  год. Наберитесь терпения.
8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.
9.  Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «З» и  «Ж», или «С» и «Ш», или «Ч» и «Щ», а в своей речи взаимозаменяет их.  Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при  письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие  парные согласные (б – п, д – т, д –дь, т – ть), так как при таком  нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и  звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно  рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции  при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание,  сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара  или жужжание жука.
Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со  смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем –  то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать  чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или:

Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.

Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».
Не  забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития,  попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самый  восприимчивый.
Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно  быть в речи шестилетнего ребенка? Он не только обобщает одним словом  «овощи» – капусту, картофель, свеклу, – но и самостоятельно перечисляет  то, что относится, скажем, к фруктам. При перечислении «самолеты,  машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и объясняет: «Он летает, у  него крылья»; шестилетний уже способен объяснить различия между,  скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный, у него  мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге,  картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать  содержание, понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и  почему, осуждает отрицательных персонажей.
Ребенок в этом возрасте  сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не  только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен  выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно,  передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает  написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет  некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская  при этом чудовищные ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок,  составляет по ним рассказ, сказку.
Если ваш дошкольник чего-то еще не  достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут  вознаграждены сторицей. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего  ребенка.
Желаю удачи!

Для того чтобы писать комментарии, Вы должны быть авторизованы.

22
апреля
«Парад Алле»

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

Медиатека