Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.

«Дислексия»


df199bb445555deedf3679486a8664cf.jpg

5 октября во всем мире отмечается День осведомленности о дислексии. Дислексия – это частичное специфическое нарушение процессов чтения. Важно понимать, что дислексия — это не болезнь, это нейробиологическая особенность, при которой интеллект ребенка не нарушен, а его трудности в обучении связаны вовсе не с нежеланием учиться или ленью. По данным зарубежных исследований, такие особенности проявляются у каждого десятого школьника.

Все дети в процессе обучения делают ошибки, но если у обычных детей ошибки довольно быстро исчезают, то у детей с дислексией они сохраняются довольно продолжительное время - месяцы и даже годы
В России дошкольникам дислексию не диагностируют, т.к. ребенок только делает первые шаги по усвоению навыков чтения, и достаточного количества данных для диагностики у специалистов еще нет. Но понять, есть ли у ребенка предрасположенность к дислексии и другим трудностям в обучении можно уже в раннем возрасте.
Особое внимание к развитию ребенка следует уделить семьям, где у одного или обоих родителей есть дислексия.
Также рекомендуем быть особенно внимательными, если были трудные роды или у ребенка была родовая травма, а также наблюдаются подтвержденные специалистами различные нарушения речи, слуха, зрения и др.

Признаки предрасположенности к дислексии у дошкольников:
· ребенок поздно начал ползать, не ползал и сразу пошел;
· активно пытался заговорить и заговорил к 2 годам, но позже развитие речи затормозилось;
· речь развивается медленнее, чем у сверстников;
· испытывает проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
· не может научиться играть с мячом (кидает мимо, не может словить мяч и пр.), избегает такие игры;
· проявляются проблемы с удержанием баланса: не может стоять на одной ноге, не может научиться ездить на велосипеде, самокате и т.п.;
· не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) по заданному темпо-ритму;
· ребенок часто замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками;
· наблюдаются поведенческие особенности: резкие перепады настроения, сложности с контролем и выражением эмоций, быстрая утомляемость, сложности с концентрацией внимания и выполнением задач, требующих строгой последовательности шагов и пр.

На какие сложности нужно обратить внимание:
- есть проблемы с распознаванием букв и сопоставлением их со звуками;
- плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы);
- не узнает слова, которые встречает постоянно (например, вход, выход);
- возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий (делает повторяющиеся ошибки в произношении и на письме);
- может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу;
- читает или пишет слова задом наперед;
- пропускает отдельные слова или места в тексте;
- поздно начинает говорить и с трудом учит новую лексику;
- меняет буквенный порядок при чтении;
- обладает слабо развитым для его возраста навыком чтения.

Как правило, дислексию и другие трудности обучения в России диагностируют в начальной школе – после окончания второго класса, когда у специалистов уже достаточно данных для диагностики.

Признаки дислексии у школьников детей 8-16 лет:
Нарушены речевые (устные и/или письменные) и слуховые навыки:
- при чтении и письме он переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги;
- не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
- возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
- ребёнок отказывается читать вслух;
- он видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
- не может определить границы слов и предложений;
- может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу;
- плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы);
- не узнает слова, которые встречает постоянно (например, вход, выход);
- имеет проблемы с распознаванием букв и плохо сопоставляет их со звуками;
- читает или пишет слова задом наперед;
- пропускает отдельные слова или места в тексте;
- меняет буквенный порядок при чтении;
- речь развивается медленнее, чем у сверстников;
- обладает слабо развитым для его возраста навыком чтения.

Может испытывать сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией:
- отвлекается, тяжело сосредотачивается: не может одновременно слушать и запоминать и одновременно что-то делать, может часами делать домашнее задание;
- ему трудно организовываться и соблюдать инструкции;
- он теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания;
- на занятиях может выкрикивать ответ до окончания вопроса учителя;
- перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди;

Ребенок также может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности:
- проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
- может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу;

Может быть нарушена ориентация и память:
- путается во временах года, днях недели или времени суток: часто опаздывает, долго собирается, не может рассчитать время, не ориентируется «по часам»;
- трудно ориентируется в понятиях «право – лево»;
- с трудом ориентируется в пространстве: не ориентируется по навигатору и карте, долго и с трудом запоминает маршрут;
- плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения;

Также часто наблюдаются поведенческие особенности:
- резкие перепады настроения;
- сложности с контролем и выражением эмоций;
- быстрая утомляемость;
- сложности с концентрацией внимания и выполнением задач, требующих строгой последовательности шагов и пр.

При наличии признаков дислексии и других трудностей в обучении рекомендуем обратиться за консультацией к специалистам: логопеду и нейропсихологу. Специалист сможет построить занятия таким образом, чтобы ребенок преодолел все ошибки и трудности, научился говорить, читать и писать правильно.
При подозрении наличия у ребенка дислалии необходимо пройти ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия. Данная комиссия принимает решение об особых возможностях здоровья (ОВЗ) у ребенка, которое обязывает школу создать особые условия обучения ребенку.
Дети с дислексией учатся в обычной школе и имеют право на 5 часов занятий с логопедом и психологом в неделю. После уроков они занимаются со специалистами бесплатно. Дети с дислексией имеют право на дополнительное время на контрольных работах.
Дети с дислексией получают аттестат об образовании наравне со всеми. Нет никаких ограничений в выборе профессии!
Для детей с ОВЗ (в том числе и с дислексией) законом предусмотрена возможность сдавать облегченный вариант итоговой аттестации за 9 и 11 класс. Родители вправе требовать оказания помощи в объеме, установленным законом.

Для того чтобы писать комментарии, Вы должны быть авторизованы.

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

Медиатека