Социальная рефлексия. Как взаимодействовать с людьми: родителями, преподавателями, одногруппниками
Социальная рефлексия – это понимание своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как ты воспринимаешься другими людьми.Люди – социальные существа, из-за чего нам свойственно думать о том, как на нас реагируют окружающие и почему. В связи с этим каждому хочется, чтобы его воспринимали с лучшей стороны и формировали хорошее мнение. Чем с большим количеством не похожих друг на друга людей мы взаимодействуем, тем больше у нас представлений о самих себе и о том, как нас воспринимают окружающие: наш внешний облик, поведение, узнаваемые фразы. Правда и то, что, только смотря на себя со стороны, мы способны увидеть свои достоинства и недостатки более широко, тем самым давая себе стимул на изменение не приносящих радости черт или усилению и развитию имеющихся качеств. В связи с этим есть два вида информации о нас:1. «Известное мне» - то, что мы наблюдаем в самих себе и что является очевидным для других людей. Порой это качества, которые известны нам, но незнакомы для других и сейчас скрыты от их внимания.2. «Неизвестное мне» - то, что нам свойственно не замечать за собой, но что очевидно для окружающих людей. Так же здесь скрываются качества и особенности, незамеченные обеими сторонами процесса. Они могут проявляться в отдельных поступках, быть редкими, в связи с этим быть незамеченными, порой до конца жизни.Наша многосторонность позволяет адаптироваться к различным социальным и культурным ситуациям. То, что кажется нам не лучшей или незначительной чертой, в какой-то момент может помочь во взаимодействии с окружающими, буквально давая возможность преодолеть встретившуюся преграду недопонимания, поэтому важно принимать все свои грани и особенности. Так мы учимся управлять ими и применять при необходимости, с заботой и пониманием относясь к своим естественным и живым проявлениям.Понимание себя и других – процесс направленный в обе стороны. Мы понимаем партнёра по общению и создаём его образ, опираясь на собственные испытываемые чувства, положительные или негативные, в отношении этого человека. В свою очередь, не испытывая никаких эмоций по отношению к другому, нам сложно его понять. В процессе совместной деятельности люди могут гораздо лучше понять друг друга, причины действий других, а так же лучше понимать свои потребности и потребности другого. Без этого диалог между людьми как бы прерывается, становясь пустым и поверхностным, и у каждого появляется ощущение неуслышанности. В этот момент надежда на успех и сотрудничество угасает. Чем большее количество людей мы пытаемся узнать и воспринять без навешивания ярлыков, тем большим репертуаром поведения мы обогащаемся, большим количеством жизненных стратегий можем воспользоваться в различных ситуациях. Это увеличивает наши шансы на успех: на восприятие возможностей вокруг и способность ими воспользоваться, учитывая свои особенности и интересы. Для этого необходимо умение корректировать своё поведения, понимать как это сделать и каким наиболее подходящим способом.Как развить в себе способность к социальной рефлексии. Практические упражнения:1. Заведи дневник: электронный, рукописный, приложение для записей. Без понимания себя и своих потребностей, нам сложнее доносить информацию до окружающих и, в свою очередь, воспринимать других. Отслеживай свои состояния, чувства, ощущения. Постарайся отследить, в какие моменты они возникают и что влияет на их усиление. Попробуй использовать следующие вопросы: Что меня беспокоит? Что я делаю в этот момент? Это помогает мне решить ситуацию? Попробуй представить, что ты переместился/лась в будущее, где это чувство/ситуация больше не беспокоят тебя, и ты можешь «выдохнуть». Что тогда происходит? Чем ты занимаешься и как это отражается на окружающем мире? Что начинаешь чувствовать? Попробуй описать это состояние с как можно большим количеством деталей.2. Попробуй поучаствовать в проведении мероприятия от колледжа или, записаться в клуб, зарегистрироваться на практическую встречу с разбором написания проектов от Росмолодёжи (другой платформы), записаться волонтёром в приют, где помогают людям или животным (подобным организациям нужна различная помощь, поэтому у тебя есть возможность учитывать свои возможности и силы), попробуй стать донором крови или амбассадором (тем, кто распространяет информацию о донорстве), запишись на курсы оказания первой помощи. Помни, на этом этапе нам важно взаимодействовать с разными людьми в различных ситуациях. Только пробуй за один промежуток времени совершать одно действие. Не взваливай на себя большое количество мероприятий, отдыхать тоже важно.3. Учись отслеживать, на какие события ты действительно можешь влиять, а какие находятся за гранью твоих возможностей. Что здесь и сейчас ты можешь сделать? Сработало? Если нет, возможно, слишком большое количество факторов, которые ты можешь не замечать (как и окружающие), влияют на эту ситуацию. 4. Создай список фильмов и пригласи друзей понаблюдать не только за сюжетом, но и за тем, как люди взаимодействуют друг с другом. Что ими движет в этот момент? Можно подготовить небольшие вознаграждения и выдавать их за наиболее полный и обоснованный ответ.Материал подготовила психолог СМФЦ...
27.09.2024
450