Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.

Заикание

Заикание представляет собой нарушение коммуникативной функции речи, когда запинки, повторение, растяжение звуков, слогов и слов сопровождается судорогами мышц артикуляционного аппарата.

Дети, страдающие этим нарушением, насильно повторяют слоги, прерывают произношение звуков, «проглатывают» слова. Чтобы скрыть свой дефект, труднопроизносимые слова часто заменяются словами-паразитами, что приводит к обеднению словарного запаса.

Заикание встречается чаще всего у мальчиков, чем у девочек. Это обусловлено тем, что левое полушарие у девочек работает лучше, чем правое. Именно поэтому, они быстрее начинают разговаривать, при этом они легче преодолевают те речевые трудности, которые возникают в период с 2 до 4 лет.

В зависимости от происхождения заикания, оно делится на 2 типа:

·                 Невротическое. Для него характерно только нарушение без каких-либо сопутствующих расстройств нервной системы. Изначально мозг ребенка работает правильно. Но если на него длительное время воздействует психотравмирующая ситуация, или же стресс запредельно силен – тогда возможно появление заикания. Если ребенок находится в спокойной обстановке, то он перестает заикаться.

·                 Неврозоподобное. Является следствием органического поражения мозга. Помимо заикания, данная форма сопровождается навязчивыми выкриками, нервным тиком и другими симптомами.

Различают три степени заикания:

Легкая – заикаются лишь в возбужденном состоянии при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;

Средняя – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются, в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;

Тяжелая – заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Заикание нередко сопровождается нарушением звукопроизношения, лексико-грамматическими нарушениями. Нарушается словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

Стадии заикания у детей

Заболевание развивается постепенно. В зависимости от течения заикания выделяют 4 стадии.

1 стадия — это начальные проявления, когда запинки в речи появляются периодически, обычно в моменты волнения, они не выраженные и не мешают ребенку разговаривать. Из-за непостоянства симптомов родители не обращаются к врачам, а болезнь переходит в следующую стадию.

При 2 стадии затруднения речи возникают часто — даже в спокойной обстановке. Уже сам ребенок начинает осознавать наличие проблемы.

3 стадия характеризуется устойчивой патологией речи, к которой присоединяются характерные навязчивые движения рук, ног или головы. Малыш начинает заменять сложные слоги и слова более простыми, активно использует жестикуляцию, междометия, лишь бы не заикаться. Словарный запас из-за этого ограничен.

При 4 стадии появляется логофобия — боязнь разговаривать. Это заикание высокой степени, при которой наблюдаются стойкие комплексы, отказ от общения даже с домашними, стремление к одиночеству. Чаще всего он диагностируется у подростков и взрослых, которым вовремя не была оказана помощь.

Лечение.

Заикание лечится!!!

Прежде всего, нужно исключить (или подтвердить) физиологические нарушения, которые могут спровоцировать речевой дефект. Поэтому обратитесь к неврологу или невропатологу. Врач назначит обследования, которые помогут определить нарушения в работе головного мозга, нервной системы, мышц.

Если физиологических отклонений у ребенка не обнаружили, следующий шаг — обращение к логопеду.

Причины заикания неразрывно связаны с психологическими проблемами. Их нужно корректировать не меньше, чем речь. Поэтому нужно обратиться также к психологу. Посещения этого специалиста могут оказаться даже более эффективными, чем визиты к логопеду!

Советы родителям.

Следует создать благоприятную и доброжелательную атмосферу в семье. Отношения должны быть доверительными. Избегайте шумных компаний, особенно если там есть гиперактивные, агрессивные детки.

Важно соблюдать и другие правила:

1.    Придерживайтесь режима дня, причем это касается всех членов семьи: стабильность является одним из факторов психологического комфорта;

2.    Выполняйте рекомендации врача, касаемо медикаментозных методов лечения, самостоятельных занятий в домашних условиях и других методов коррекции;

3.    Если замечаете, что малыш начал заикаться, вспомните о речевых правилах: спокойствие, концентрация на том, что хочешь сказать, набрать воздух и начать говорить плавно, растягивая слова;

4.    Избегайте всего того, что вызывает напряжение нервной системы: мультфильмы, фильмы, сказки со сложным сюжетом, с элементами жестокости. Наоборот, старайтесь больше расслабляться. Например, вы сами можете сделать массаж ребенку, включить медленную музыку и полежать вместе перед сном. Это своего рода медитация, особенно если проговаривать «сейчас мы отдыхаем, отдыхают наши руки, ноги, нам хорошо и спокойно» (это только пример, вы можете составить свой текст).

Не заостряйте внимание на дефекте речи. Старайтесь вести себя как обычно, не выражайте жалость или осуждение ребенку. Пусть он чувствует, что его по-прежнему любят. Это поможет ему эффективнее бороться с течением заикания и улучшить свою речь.

Для того чтобы писать комментарии, Вы должны быть авторизованы.

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

Медиатека