Предлагаю вашему вниманию комплекс пальчиковой гимнастики, направленный на развитие мелкой моторики.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Развивая пальчики ребёнка, вы тем самым помогаете ему быстрее и успешней овладеть речью. Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, пазлы, мозаки, бисероплетение и, конечно же, специальные упражнения для пальцев.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
С ребёнком можно выполнять задания только тогда, когда он хорошо себя чувствует, весел и бодр. Ничего нельзя навязывать ребёнку. Занятия лучше проводить в игровой форме, показывая, что это интересно и самому взрослому. Лучше заниматься несколько раз в день по 10-15 минут. Подвижные игры и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений. Если у ребёнка появилось желание, можно выучить с ним загадку или стихотворение: сначала вместе повторить текст, а потом предложить ребёнку сделать это самостоятельно, подсказывая по необходимости отдельные слова. Как правило, достаточно двух-трёх повторений, чтобы ребёнок запомнил небольшой стихотворный текст.
ИГРЫ С КРУПОЙ, ФАСОЛЬЮ, ПЕСКОМ
Месим тесто
- Тесто мнем, мнем, мнем! | - очень энергично сжимаем и разжимаем крупу или песок в кулачках (одновременно и поочерёдно) |
- Тесто жмем, жмем, жмем! - Пироги мы испечем! | - руками совершаем движения, как будто лепим снежки |
Печем блины
Вариант 1
Попеременно касаться крупы (фасоли, песка) тыльной стороны кисти и ладонью.
Мама нам печёт блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано,
И едим их со сметаной.
Вариант 2
а) левая рука касается крупы (фасоли, песка) ладонью, правая – тыльной стороной;
б) смена позиции.
Упражнение можно выполнять на счет «раз-два» или сопровождая движения стихами (см.вариант 1).
ИГРЫ С КОВРИКАМИ
Положите коврик на колени ребёнку или на любую ровную поверхность Дорожка | Указательные и средние пальцы обеих рук «бегут» по неровной поверхности коврика в любом направлении. |
Лыжи | Ребёнок ставит обе руки ребром на коврик и передвигает их вперёд-назад. |
Фонарики
Вариант 1
ИП. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.
(фонарики зажглись! – пальцы выпрямить), (фонарики погасли! – пальцы сжать). Упражнение выполнять несколько раз.
Вариант 2 (усложненный).
Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз»-«два.
На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.
На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты.
Выполнять движения сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнения выполнять сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом – сопровождая движения ритмично проговариваем строчки:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
Шарик
И.П. Пальчики обеих рук собраны щёпотью и соприкасаются кончиками.
«Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик.
«Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.
Деревья
И.П. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы рук разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.
В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит.
(покачивать руками из стороны в сторону.)
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо!
(покачивать руками вверх-вниз, не сгибая пальцы.)
Цветок
И.П. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводит одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.
Солнце поднимается –
Цветочек распускается!
Солнышко садится –
Цветочек спать ложится.
Пальчики ложатся спать
Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Ну а этот долго спал,
А потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура! (выпрямить все пальцы)
Нам гулять идти пора! (ритмично сжимать и разжимать пальцы).
Пальчик-с-мальчик
И.П. Пальцы сжаты в кулачок.
Поочередно разгибать все пальчики, начиная с мизинца. При затруднении помогать себе другой рукой.
- Пальчик-с-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел!
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Мелкую моторику рук развивают:
- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослых);
- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать- наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;
- рисовать карандашом или фломастером, кистью;
- застёгивание и расстёгивание молний, пуговиц.
Мелкую моторику рук развивают также лёгкие физические упражнения путём синхронизации рук и ног во время подъёма на лестницу и спуска, лазания по скамейке. Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга.