Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.

«Учим читать»

32465789.jpg

В семье, где перед малышами живой пример читающего человека не возникает проблем с чтением, интерес к книге появляется сам по себе.
Нет конкретного возраста, когда стоит начинать учить ребенка читать. Старайтесь много читать сами, покупайте (или берите в библиотеке) яркие красивые книжки и читайте их вслух малышу. Покажите, что книга — это интересно и увлекательно. Станьте для ребёнка примером. Откажитесь от телевизора и гаджетов в пользу книги.

Первый этап обучения чтению - узнавание букв.

Когда ребёнок проявляет интерес к книге, начните показывать ему буквы, рассказывайте, как они читаются. Для лучшего результата делайте это в процессе игры. Выкладывайте буквы из счетных палочек, лепите их из пластилина, кинетического песка, рисуйте их на земле и снегу, показывайте карточки с буквами.
Важное уточнение для родителей: не надо учить с ребенком буквы так, как они звучат в алфавите. В основе обучения чтению – не буква, а звук. Например, звук [М] мы произносим отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ! Если мы научим ребенка называть буквы так, как они звучат в алфавите («эм», «эн», «эр»), то читать ему будет очень сложно. Когда он увидит слово «мама», он попытается прочитать его вот так: «ЭМ-А-ЭМ-А».
Будьте внимательны при выборе озвученых игрушек, плакатов с алфавитом.

Второй этап — учите складывать слоги, читать слоговым способом.

Как только малыш запомнил несколько букв (от 2 до 5), можно переходить к чтению слогов. Здесь также есть опасность сделать ошибки. Самая распространенная — когда родители разбивают один слог на буквы. Например, видят слог «МА» и озвучивают: «Это буквы "М" и "А", вместе они читаются "М-А"». Так делать не надо. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Это существенно замедлит процесс чтения. Ребята не справятся с длинными словами, вечно будут путать, где согласный произносить твёрдым, а где мягким. Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, только на этом этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно он переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после первой буквы и прочел слитно буквы слога!

Чтобы читать по слогам было проще, сделайте кубики со слогами, развесьте слоговые таблицы. Начинайте с открытых слогов (заканчиваются на гласную — ма, на, ра).
Возьмите букварь.
Они методически выверены, построены по принципу от простого к сложному.  Например, «Букварь» Надежды Жуковой или «Логопедический букварь» Олеси Жуковой.

Третий этап — учите читать целые слова и понимать смысл прочитанного

Когда ребенок будет медленно, но верно читать по слогам, начинайте интересоваться, о чём же он там читает. Часто бывает, что малыш прочитал словосочетание или коротенькое предложение, но пересказать смысл прочитанного  не может. Всё потому, что чтение - это невероятно сложный процесс. Ребёнок полностью сосредоточен на том, чтобы вспомнить букву, слог. До смысла он просто не добирается.
Если на вопросы: «О чём ты сейчас прочитал? О ком идет речь?» ребенок не может ответить, то попросите его прочитать предложение еще раз. И задайте более конкретные вопросы.
Проблемы с пониманием текста могут возникнуть, если ребёнок не узнаёт слово. Прочитал и не понимает, что это за слово. Например «гвоздь» мы произносим как «гвосьть», «дуб» — «дуп». Дети часто не узнают слова, в которых согласные «оглушаются» в середине или в конце. Пока не нужно объяснять ребенку это оглушение. Просто соберите несколько примеров таких слов.

Пусть процесс обучения чтению в Вашей семье будет увлекательным!

Для того чтобы писать комментарии, Вы должны быть авторизованы.

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

Медиатека